Музыка и дети

images-1

В апреле 2016 года ребята нашего детского сада принимали участие в региональном конкурсе “Музыкальная карусель” – представлен танец “Смешные человечки” – ДИПЛОМ 3 степени. Посмотреть танец  пройдите по ссылке: https://yadi.sk/i/mN5ReA50qHYz4
 День МУЗЫКИ в детском саду по теме: “Будем с музыкой дружить , в мире и согласии жить” - проект разработан музыкальным руководителем  - Пресновой Татьяной Геннадьевной.  (посмотреть презентацию пройдите по ССЫЛКЕ) 
Главная задача семьи и ДОУ – воспитание  здорового ребенка. В нашем детском саду  музыка активно используется в оздоровительной работе с детьми, в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач. 
1. МУЗЫКА и ЗДОРОВЬЕ.   Положительное влияние музыки на психофизическое самочувствие человека было исторически доказано в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, древних врачей Индии и Китая, в исследованиях И. М. Догеля, И. Р. Торханова, В. М. Бехтерева.                                  
  Музыка – это действительно очень хорошее лекарство, просто нужно его правильно принимать!. Каждый человек должен понять, что без музыки нельзя жить.
 22 января 2014 года  в ДОУ №106 мкр. Энергетик ученики музыкальной школы № 5 продемонстрировали детям разные музыкальные инструменты, рассказали какие направления обучения есть в школе. http://vgdshi5.narod.ru/news/22_janvarja_2014_goda_proshel_koncert_v_dou_106_mkr_ehnergetik/2014-02-09-22
ludia-1908

Рекомендации для родителей 

Составитель:  Преснова Татьяна Геннадьевна – музыкальный руководитель МБДОУ № 106

 

Успех в формировании музыкально – эстетического сознания ребёнка зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива детского сада  по музыкальному воспитанию, но и отношения к музыке в семье.  Именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей.  Музыкальное воспитание в семье может проходить в различных формах – совместное посещение концертов и детских музыкальных конкурсов, домашнее музицирование, разучивание и пение детских песен, прослушивание произведений современной и классической музыки (желательно по рекомендации музыкального руководителя). Огромную роль играет благоприятная эмоциональная атмосфера и домашний уют. Ведь детям так важно понимание близких, их поддержка во всех творческих начинаниях.

  1. Предлагайте  детям слушать спокойную  музыку, которая вызывает ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Слушание музыки необходимо для профилактики и лечения детских неврозов, помогает  справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание. Особенно благотворно воздействует на развитие детей музыка  В. А. Моцарта. Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребёнка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определённых условиях побуждает к разрушительным действиям                                                                                      
  2. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребёнку успокоиться и расслабиться. Когда ребёнок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза, представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции.    

Рекомендуемые  музыкальные  произведения  для слушания  с  детьми: В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка», увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», симфония №40, менуэт ре – мажор, сонаты. И. С. Бах «Шутка», органная токката ре – минор. Л. Бетховен «Лунная соната», ода «К радости».   А. Вивальди «Маленькая симфония»  Э. Григ «Утро» («Пер Гюнт»)  Г. Свиридов «Весна. Осень» П. И. Чайковский  музыкальные произведения из «Детского альбома», «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс». Ф. Шопен Прелюдия ля – мажор, соч. 28,№7; мазурки.

  1. Очень полезно для здоровья детей пение. Пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организмеПение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

Совместное пение объединяет детей и родителей и доставляет всем радость. Развивает добрые  отношения друг к другу, регулирует психовегетативные процессы, формирует оптимистическое отношение к жизни. Пение способствует более качественному функционированию сердечно – сосудистой системы. Учёные доказали, что пение укрепляет иммунитет, улучшает снабжение организма кислородом, снимает стресс. Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.   Таким образом,  пение способствует:  −развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти  − активизации работы левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания; - развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте; − тренировке мышц гортани, голосовых связок;  − улучшению тембра голоса, что содействует выразительности речи и пения;  − созданию благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.                                                                                                                                                                                                  А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения?                                     

Вот несколько советов. Не заставляйте ребенка петь!  Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво!  Никогда не говорите, что у него нет слуха!* Хвалите!  Радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

Рекомендуемые песни для детей:«Скок – поскок», русская народная песня., «Сидит ворон», русская народная песня., «Антошка – соломенная ножка» песенка – дразнилка., «Веснушки», «Ням – ням», «Тик – так» (муз. А. Варламова сл. Р. Панмной)., «Антошка» (муз. В. Шаинского,  сл. Ю. Энтина)., «Неприятность эту мы переживём» (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта)., «Мир похож на цветной луг» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковско , «Кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова), «Белые кораблики» (муз. В. Шаинског сл. Л. Яхнина)., «Кашалот» ( муз. Р. Паулса).

  1. Направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента,  с помощью которого она исполняется –  СКРИПКА лечит душу, успокаивает психику, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию; ОРГĂН – проводник энергии “космос – земля – космос”; приводит в порядок ум, гармонизирует энергетический поток в позвоночнике; ФОРТЕПИАНО (ПИАНИНО, РОЯЛЬ) – корректирует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу, гармонизирует психику;                                            БАРАБАН – восстанавливает ритм сердца, лечит печень, приводит в порядок кровеносную систему;   ФЛЕЙТА – очищает, лечит легкие и бронхи, благотворно воздействует на кровообращение; АРФА – гармонизирует работу сердца;   ВИОЛОНЧЕЛЬ – лечит сердце, благотворно действует на почки;   ЦИМБАЛЫ – уравновешивают энергетику печени;  ГАРМОНЬ, БАЯН, АККОРДЕОН – активизируют работу всей брюшной полости;  САКСОФОН – активизирует сексуальную энергию, лечит всю мочеполовую систему, заболевания легких, толстой кишки;  КЛАРНЕТ – хорошо влияет на систему кровообращения, на печень;           МЕТАЛЛОФОН, КОЛОКОЛЬЧИКИ – излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию). БУБНЫ, БАРАБАНЫ, ДУДОЧКИ, РОЖКИ, ФЛЕЙТЫ, ТРУБЫ – самые первые музыкальные инструменты в истории человечества. /В связи с этим, вероятно, и звуки этих инструментов могут быть самыми лечебными (по крайней мере, такая гипотеза существует)./ ГИТАРА, СКРИПКА, ВИОЛОНЧЕЛЬ, АРФА, АЛЬТ (т.е. струнные) – лучшие инструменты для “сердечников” (действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а также на тонкий кишечник). /Ученые из г. Самарканда на основе собственных изысканий пришли к выводу, что медленная негромкая музыка струнных инструментов снижает кровяное давление./
  1. Оздоровительное  влияние  на ребенка оказывают  движение и танец-  музыкально – ритмические упражнения – ритмотерапия. Ритмотерапия развивает внимание, волю, память, мышление. В музыкально – ритмической   деятельности ребёнка комфортно и привлекательно происходит укрепление его психического и физического здоровья.  Музыкально – ритмические упражнения, направленные на профилактику, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости, они помогают добиться эмоциональной разрядки.

 Рекомендуемые музыкально – ритмические движения «Перекличка»   Ребёнок. Ножку ставлю на носок, (выполняет «ковырялочку») А потом на пятку. Взрослый. Я покажу тебе сейчас  (делает присядку) Весёлую присядку!  Ребёнок. Я похлопаю в ладоши, ( хлопает по три раза справа и слева) Раз, два, три! Раз. два, три!  Взрослый. А я лихо топну ножкой! (приставной шаг с притопом) Посмотри! Посмотри! Ребёнок. А я могу вот так! (кружится шагом с припаданием) Взрослый.  А я могу вот так! (выполняет «волчок» )с опорой на одну руку.  Вместе. Все танцоры хороши!Лихо пляшут, от души!

Музыкально – ритмическое упражнение «Стоп – кадр» Исполнение произвольного танца, во время которого даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё положение и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать.  Одни и те же повторяющиеся позы говорят о бедности физических движений и эмоций.                                              

  1. Музыкальные игры приобщают детей к музыке, помогают понять её содержание, осмыслить её выразительные средства. Музыкальная игра способствует системному развитию психологического комплекса у детей: восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти, мышления, поскольку содержанием искусства служат человеческие эмоции, настроение, чувства, которые отражаются благодаря специфическим музыкальным средствам (ритм, темп и т. д.)

Игра «Почта»: Взрослый распевает слова под звуки колокольчики: «Динь, динь, динь». Ребёнок (поёт). Кто там? Взрослый (поёт). Почта!Ребёнок (поёт). Откуда?Взрослый (поёт). Из города.Ребёнок (поёт). А что в городе делают?Взрослый (поёт). Слушают музыку и угадывают, что происходит в городе!(Варианты:  в городе танцуют, поют маршируют и т. д.) После прослушивания музыкального фрагмента дети должны сказать, что происходит в городе, т. е. угадать жанр музыкального произведения – песня, танец, марш.

Игра «Баба Яга»:(Песня поётся на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»)В тёмном лесе есть избушка, (показывают «нос») Стоит задом наперёд.В той избушке есть старушка:Бабушка Яга живёт. У неё глаза большие (показывают  большие глаза) Словно огоньки горят.Ух, сердитая какая. (присаживаются на корточки, делают страшную гримасу) Дыбом волосы стоят!(встают, поднимают руки вверх. Баба Яга  догонят ребёнка)

6.Музыкальный аутотренинг – метод корректировки эмоций. Музыкальная  психогимнастика способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций, помогает расслабиться. Умение управлять своими эмоциями жизненно важно, поскольку служит профилактикой многих заболеваний, тренирует самообладание, формирует умение  преобразовывать отрицательный очаг возбуждения в положительный

Рекомендуемая музыка для музыкального аутотренинга:   Классические произведения: И. Бах «Прелюдия до мажор» , И. Брамс «Вальс»А. Вивальди «Времена года»Й. Гайдн «Серенада»А. Лядов  «Музыкальная табакерка»В. Моцарт «Маленькая ночная серинада»,В. Моцарт «Турецкое рондо»М. Мусоргский «Картинки с выставки»Ф. Шопен «Вальсы»    Детские песни:«Бу – ра – ти – но» (муз. Рыбникова), «Весёлые путешественники» муз. М. Старокадомского., «Да здравствует сюрприз» муз. М. Минкова, «Всё мы делим пополам» муз. В. Шаинского, «Где водятся волшебники» муз. М. Минкова, «Крылатые качели» муз. Г. Гладкова, «Лучики надежды и добра» муз. Е. Войтенко, «Песенка смелого моряка» муз. М. Гладкова, «Песенка о волшебниках» муз. г. Гладкова

  1. Улыбкотерапия – метод оптимизации психического состояния, направленный на снижение эмоционального дискомфорта, страха, агрессивности, замкнутости, поднятие настроения детей, адаптацию к окружающей среде. Улыбке ребёнка способствует хорошая доступная музыка. Медики считают, что здоровье дошкольников станет крепче, если окружающие его взрослые будут улыбаться. Как полагают врачи,  в улыбках взрослых  дети видят друга. Очень важна и улыбка самого ребёнка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Рекомендуемые музыкальные произведенияИ.С Бах «Шутка»Д. Шостакович «Вальс – шутка»Д. Кабалевский «Клоуны»Л. Бетховен «Весело. Грустно»Р. Щедрин «Юмореска» Дразнилки: «Нюша – копуша», «Коля – Николай», «Замарашка Кирилл» (муз. В. Золотарёва, сл. И. Демьянова).

 В заключении, хочется отметить, что музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, пританцовываем  и прихлопываем. Слушайте музыку, пойте, танцуйте  вместе с ребёнком!  Домашнее музицирование сблизит всех членов  семьи и доставит  общую радость.

529faffe0af21